немецкая классическая философия

К немецкой классической философии конца XVIII-ХIХ вв.

относятся

И. Кант, И. Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах.

Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

И. Кант («Критика чистого разума») - родоначальник немецкой классической философии. В его творчестве выделяется два периода: 1) «докритический» - сфера интересов ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями; 2) «критический» - на первый план выходят проблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма.
В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания - окружающим миром, который содержит в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант полагает, что причиной этой трудности является сам человек и его разум (т.е. субъект познания), а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии). С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии (например, «существуют только простые элементы и то, что состоит из простых» и «в мире нет ничего простого»). Разум заходит в тупик. Наличие антиномий - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы - неразрешимые противоречия, но и на внешние - сущность вещей принципиально непознаваема. Весь мир делится, по Канту, на познаваемый мир «явлений» и мир «вещей в себе», заключающих в себе сущность явлений - он недоступен человеческому разуму.
Философ ставит вопрос возможно ли вообще всеобщее и необходимое знание?
Все знание Кант делит на апостериорное - то, которое получает человек в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения; и априорное - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения (например, «все что случается имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени»), оно абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как формы. Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека - к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.
В результате познавательный процесс происходит следующим образом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека. Органы чувств принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Однако, по Канту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром! Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания - пространства и времени. Отсюда вывод Канта, что вещи сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Более того - философия в той форме какой она существовала до Канта невозможна: она изучает сущность бытия, а она то как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса.

Г.Гегель («Энциклопедия философских наук») - вершина немецкого идеализма первой половины Х1Х века. Основное понятие Гегеля - это Мировой дух или Абсолютная идея, которое он определяет как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания мирового разума или Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все действительно разумно, все разумное - действительно».
Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени:
1) ступень логики - безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;
2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек
- завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовной деятельностью;
3) ступень духа - история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и заключается смысл саморазвития Мирового разума - в самопознании.
Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие
- противоречие - «корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется». Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение (тезис) - его отрицание (антитезис) - отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии - тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий дух и его проявления
Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную цель - свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории :восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир. Страны Востока не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена - ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.

2. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксом и Ф. Энгельсом в середине Х1Х века.
Характерные черты:
1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;
2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;
3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.
Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики
- единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.
В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка
- это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень производительных сил (средства производства+люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К. Маркс выделяет пять общественно­экономических формаций:
первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве,
феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян,
капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих
коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.
К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат - рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Ключевые понятия и слова: агностицизм, категорический императив, мир «явлений», мир «вещей в себе», априорное знание, апостериорное знание, Мировой дух (Абсолютная идея), диалектика, общественно-экономическая формация, экономический базис, политическая надстройка.

Немецкая классическая философия отправная точка обоснования осознания противоположности организации общества, основанного на традиционной законности и политической организации, базирующегося на единстве права и нравственности. Этот период в социальной философии очень значим в силу его масштабности и объёма проблематики, который он затрагивает. Мы остановимся лишь на факторе влияния отдельных представителей этого временного отрезка на идеологии марксизма. Таким образом, в представленной статье происходит социально-философский анализ влияния представителей «философского чуда», а именно немецкой классической философии, на морфогенез марксистских идеологических взглядов.

Впервые термин «идеология» был введён в употребление французским мыслителем XVIII в. Антуаном Дестютом де Траси. Так он называл новую науку об идеях. Позже это понятие не только закрепилось, но и стало массово использоваться, причём, как известно, его значение всё более уточнялось.

Полностью развернутую рабочую концепцию идеологии дали младогегельянцы Карл Маркс и Фридрих Энгельс в работе «Немецкая идеология». При этом следует помнить о том, что здесь идёт речь о классической марксистской политической идеологии, рассматриваемой как часть классического марксизма, наряду с другими его составляющими - экономическими или правовыми.

Понятие «идеология», и в этом легко убедиться, неоднозначное и многосложное. В данной работе под идеологией мы будем понимать систему утопических и научных взглядов и идей, в которых осознаётся и оценивается отношение различных социальных групп, классов, общностей и индивидов к окружающей действительности во всех её проявлениях.

Но марксизм представляет собой политическую идеологию, которой соответствует такая формулировка: «система утопических и научных взглядов и идей, которая отражает и обслуживает политические (и, прежде всего, властные) интересы определенных социальных групп, классов, общностей, и в соответствии с этим оценивает, предлагает и реализует те или иные способы решения общественно-политических проблем».

Если говорить о политических идеологиях, то можно отметить присутствие двух аспектов. Первый - мировоззренческий, второй, в свою очередь, состоящий из утопической и научной точек зрения, ориентирован на предметно-практическую деятельность. Именно второй аспект имеет место в идеологии классического марксизма. Постоянное уточнение «классический» необходимо, потому что уже в 1870-х гг. Маркс перестал соотносить себя с марксизмом как таковым. Он так прямо и утверждал: «Не вызывает сомнений то, что я не марксист».

Основная мысль, которую Маркс развивает, - это историческая миссия пролетариата. В своём стремлении создать бесклассовое общество Маркс видел в пролетариате ту силу, которая должна возглавить освободительное движение. Это приведёт к социалистической революции, установлению диктатуры пролетариата, т. е. создаст необходимые условия для построения социализма. В идеале в качестве бесклассового общества рассматривался Марксом коммунистический путь развития, причём в рамках мировой революции. Эксплуатации и угнетения не будет, равно как и частной собственности, а социалистический лозунг «от каждого по способностям -каждому по труду» перейдёт в коммунистический: «от каждого по способностям - каждому по потребностям». Так произойдёт социальное освобождение. Продолженное и развитое марксистское учение, как писали в советские времена, «научно отразило историческую необходимость социалистического преобразования общественных отношений, предпосылки которого лишь начинали складываться в эпоху Маркса и Энгельса» [3].

Рассматривая возможные пересечения и влияния немецкой классической философии и марксизма, следует упомянуть о том, что «докритический» Кант, будучи крупным учёным: астрономом, физиком, географом, - разрабатывал естественнонаучные идеи. Ему принадлежит первенство в объяснении зависимости приливов и отливов от положения Луны, кроме того, именно он обосновал научную гипотезу о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности как один из возможных вариантов происхождения Вселенной. Конечно, его естественнонаучные изыскания очень высоко были оценены Карлом Марксом и его соратником и соавтором Энгельсом. Но и философские идеи Канта не прошли мимо Маркса, скажем больше, имя Иммануила Канта в сочинениях упоминается более восьмидесяти раз.

Для того чтобы критиковать текст, нужно, как минимум, его прочитать. У Маркса много «претензий» к Канту, который, по мнению первого, «не деятелен», его нельзя «применить» к практике. Но при внимательном прочтении Канта и Маркса можно заметить, что сущность человеческой деятельности у одного называется «родовой сущностью человека» , а у другого -«трансцендентальным субъектом» . Понятно, что это не тождества, но они очень близки по категориальным установкам и связаны с понятием «социальность».

На социально-политические взгляды Маркса Кант оказал некоторое влияние. Но начинать рассмотрение социальной проблематики надо с этических позиций. Для Канта понимание основополагающих нравственных правил, которые являются регуляторами отношения человека с человеком, было весьма значимо. Философ-идеалист образно аккумулировал собственные философские взгляды, концентрируясь на небезызвестных «двух вещах», о которых он говорил в одной из своих «Критик»: «Две вещи наполняют душу новым и всё более сильным благоговением, -чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» .

По мнению Маркса, Кант не был практиком, однако это не мешало ему развивать и политико-социальную сферу, он считал, что правовая база - это основная часть жизни хорошего гражда-

нина, после внутреннего нравственного закона, называемого кантовским «категорическим императивом».

Нельзя сказать, чтобы И. Кант придерживался исключительно республиканских позиций, для него ограниченная власть монарха была предпочтительней, но руководствоваться глава государства должен общей волей граждан, а её, наиболее адекватно, выражают философы. Исходя из этого можно сказать, что социально-философские идеи Канта не так далеки от практики, как казалось Марксу. Только, в отличие от последнего, Кант не считал невозможным прогнозировать будущее.

Но этика Канта не совпадает с этикой марксизма как такового уже потому, что для Канта неприемлема сама мысль о бесклассовом обществе, тогда как марксизм последовательно обосновывает эту тему. Что тогда связывает этику марксизма и этику Канта? Единственным возможным этическим обоснованием общности является кантовская идея самоцельности человеческой личности как сущностной стороны проблемы. Это - центральная идея. Тем более что она связана с практическим применением к общественной жизни, а значит лежит в сфере этики, т. е. поведенческой нормативности. Об этом писал ещё Карл Форлендер в начале ХХ в. в работе «Кант и Маркс».

Если связь марксизма с Кантом достаточно условна, то Маркс, учась в Берлинском университете 1840-х гг., не мог не попасть под обаяние гегелевской философии, ибо тот давно уже был «властителем дум» не одного поколения студентов. О том, что влияние было оказано непосредственное, сразу говорит факт стилизации. Некоторые из своих произведений ранний Карл Маркс писал «под Гегеля», подражая особенностям его письма [9]. Отметим, что сам Маркс называл себя «учеником Гегеля», однако вряд ли имеет смысл воспринимать данное утверждение буквально, но то, что и Маркс и Энгельс были младогегельянцами - факт, только они пошли дальше в своих философских изысканиях.

Во-первых, диалектика Маркса вторична по отношению к диалектике Гегеля, более того, можно сказать, что у Маркса «преображённая» гегелевская диалектика. Ещё более явно влияние Гегеля прослеживается в идее эволюционизма, которую Маркс не только воспринял и усвоил, но и применил в отношении к общественному развитию [10].

Любопытным расхождением Гегеля и Маркса было отношение к сознанию, отсюда и особенности марксистской идеологии. Не сознание определяет бытие, как по Гегелю , но бытие определяет сознание, по Марксу, если понимать под бытием социальные условия жизни человека.

Если о Канте и Гегеле Маркс упоминал достаточно часто, то об Иоанне Готлибе Фихте он «вспомнил» единожды, хотя у них было немало общих моментов. И сразу следует остановиться на категории «деятельность». Если для Фихте деятельность представляла собой основу человеческого бытия, то, согласно Марксу, деятельность является существенной и базовой особенностью человека. Фихте полагает деятельность исходным пунктом, равно как и действия, так и философствования, что плавно перетекает в действенное «я».

Маркс в работе «Экономическо-философские рукописи» определяет человека как «самоустремлённое существо». В отличие от животных человек отделяет себя от собственной деятельности, например, при помощи орудий труда или в реализации произведенных предметов. Происходит процедура «деятельность деятельности». У Фихте также раскрыта подобная схема, но в ином контексте: «Я» мыслящее, которое мыслит о «Я» мыслящем.

В начале и Фихте, и Маркс исходили из самоустремлённости человеческого существа. По Фихте «Я» полагает «Я», т. е. индивид самоопределяется. Это являлось общей исходной точкой, затем их видение расходится. Фихте уверен, что «Я» полагает себя только единожды, «Я» не меняется, что говорит об отсутствии у него саморазвития. Марксово видение иное. Человек не только часть природы, он - часть истории, в ней он развивается, тем самым себя меняет в соответствии с формированием новых и разнообразных потребностей.

Особенно следует отметить, что столь широко используемый Марксом термин «отчуждение» он заимствовал и у Фихте, и у Гегеля, и у Фейербаха, придав ему несколько иное значение. Если у Гегеля отчуждением является свойство Абсолютного Духа, то у Фейербаха - это свойство духа человеческого. У Фихте «противостоящая природа в качестве «не-Я» эмпирически определяет конечное «я», следовательно, самосознание-свобода вступает в противоречие с природной необходимостью, дух - с телом, возникает внутренний конфликт личности». Наличие в философии Фихте «я» и «Я» определяет задачу отождествления человека с Богом.

Марксистская теория отчуждения экстраполируется в экономико-политическую и социальную сферы. Отчуждение рассматривается как потеря смысла в процессе труда, продукте труда, кризис личности и отчуждение людей друг от друга.

Несмотря на существенную критику Марксом и Энгельсом Л. Фейербаха , Маркс отдавал должное антропологической составляющей его учения. Маркс был согласен с Фейербахом в том, что человек должен являться основным предметом философии, всё остальное - вторично. Идеи 30

являются продуктом сознания человека, поэтому и Бог в их интерпретации являлся плодом человеческого воображения.

В качестве резюме скажем, что немецкая классическая философия серьёзно повлияла на Маркса и на классический марксизм. Из всех вышеуказанных представителей наибольшим уровнем влияния обладали Гегель и Фейербах. Что касается Канта, то его реальное воздействие на Маркса сомнительно, поскольку Маркс не решал вопросы, предложенные им, а обошел их. От Фихте же Маркс получил видение социального аспекта своих философствований.

 

Политика Всего Мира.

Translate »
Scroll Up
Перейти к верхней панели