Все партии:
- Партия эсеров
- Союз социалистов-революционеров-максималистов
- анархо-коммунисты
-
Сою́з 17 октября́ («Октябристы»)
-
Трудовая народно-социалистическая партия(наро́дные социали́сты или эне́сы)
- Конституционно-демократическая партия (кадеты),
Российская социал-демократическая рабочая партия
основана в Российской империи в марте 1898 года на съезде в Минске.
Ю́лий О́сипович Мартов (настоящая фамилия Цедерба́ум. (Меньшевики).
Один из основателей РСДРПГ. В. Плеханов
Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков)
РСДРП(б)
1903—1905
- Лондонский съезд — раскол
Лидер «большевиков» В. И. Ленин. Фото 1895 г.
Понятие «большевики» возникло в результате раскола, возникшего на II съезде РСДРП (Лондон, 1903)[прим. 1]. Делегаты не смогли прийти к единому мнению по вопросу о принципах организации партии. Два видных теоретика российской революционной социал-демократии, В. И. Ленин и Ю. О. Мартов, предложили две различные редакции пункта о членстве в партии (См. табл., выделение Википедия)[1]:
Мартов | Ленин |
---|---|
Членом РСДРП считается всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций. | Членом партии считается всякий, признающий её программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций |
Несмотря на небольшую разницу в формулировке, именно она послужила формальной причиной раскола[прим. 2]. Среди историков нет единого мнения относительно смысла этого различия. Так, британский историк Р. Сервис полагает, что разница в определении была принципиальной: Мартову виделась партия, члены которой могли бы высказывать собственное мнение, Ленин же добивался подчинения партии центру[2][прим. 3]. При голосовании по уставу, сторонники Ленина проиграли
После ноября 1917
После Октябрьской революции на VII съезде РСДРП, проходившем 6-8 марта 1918 года, РСДРП была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) (РКП(б)).
На период VII съезда РКП(б) насчитывала 169 200 членов.
В 1925 году название было изменено на Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) (ВКП(б)), а в 1952 году —
на Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС).
Количество членов | 19 487 822 (1 января 1989) |
---|
В период революции 1905 – 1907 гг. численность РСДРП значительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП состояло 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции – уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.). В большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%,
в меньшевистском – русские – 37%, грузины – 29%, евреи – 23%, украинцы – 6% и прочие – 5%.
Кроме того, в России числилось 74 тыс. членов национальных социал-демократических партий: 33 тыс. – еврейского Бунда, 28 тыс. – Польской социалистической партии и 13 тыс. латышских социал-демократов.
Партия эсеров, хотя формально и заявила о своем образовании в 1902 г., но организационно оформилась на учредительном съезде, состоявшемся 29 декабря 1905 г. – 4 января 1906 г. в Финляндии, на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными нациями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замена ее «народной милицией», введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, «падающих на труд», но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.
Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю вообще из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за «социализацию», т. е. передачу земли не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе предусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев.
Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций – вплоть до организации вооруженных восстаний и применение индивидуального политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как «крайнее» средство. Им занималась небольшая боевая организация эсеров, которая вначале насчитывала 10 – 15, а в ходе революции 1905 – 1907 гг. 25 – 30 человек. Руководили ею Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц – министра народного просвещения Н. П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902) и В. К. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905).
Еще в конце 1904 г. из партии социалистов-революционеров выделилась группа, стоявшая на позиции широкого применения террористической борьбы. В конце 1906 г. она оформилась в
«Союз социалистов-революционеров-максималистов»,
Союз социалистов-революционеров-максималистов (максималисты) — российская политическая партия, выделилась из партии эсеров, оформилась в 1906 году. Объединяла в основном рабочих и учащихся.
Организованные группы максималистов появились в России с конца 1905 года и произвели несколько крупных экспроприаций и террористических актов. В 1906-07 годах на счету максималистов было около 50 терактов. Максималистами ставилась задача дезорганизовать правительственный аппарат, терроризировать весь буржуазно-помещичий класс, вызвать революционное восстание.
- 7 (20) марта 1906 года — совершено ограбление Московского общества взаимного кредита — партийная касса пополнилась на 875 тысяч рублей.
- 12 (25) августа 1906 года — совершено покушение на Столыпина, при котором пострадало более 100 человек.
- 14 (27) октября 1906 года — Ограбление в Фонарном переулке, в Петербурге атакована карета помощника казначея Петербургской портовой таможни С. П. Германа с эскортом жандармов, при которой боевая дружина максималистов экспроприировала 400 тысяч рублей.
К 1911 году партия прекратила своё существование. Возродилась после Февральской революции.
Максималисты участвовали в Октябрьском вооруженном восстании. Они также участвовали в работе 2-7-го съездов Советов, ВЦИКа.
В 1919 году союз максималистов раскололся, а в 1920 году часть максималистов вступила в РКП(б), другая — объединилась с бывшими левыми эсерами.
который представлял собой крайне левое крыло эсеровского движения и сосредоточил свою деятельность на «экспроприациях» и индивидуальном терроре. Лидером этой группы был М. И. Соколов, казненный в 1906 г. по приговору военно-полевого суда. Группа подвергалась наибольшим полицейским преследованиям и к 1907 г. была практически разгромлена.
Особое место занимала возникшая в 1903 г. группа анархо-коммунистов – последователей П. А. Кропоткина, однако влияние ее было невелико, несмотря на авторитет лидера.
Флаг анархо-коммунистов
Сущность анархо-коммунизма
Анархо-коммунизм является социально-экономическим течением в анархистской мысли, призывающей к созданию общества, существующего на основе всеобщего самоуправления, выстраиваемого снизу вверх, в котором будет отсутствовать частная собственность, вместо которой предлагается свободное пользование всеми продуктами труда всеми членами общества[4]. При этом товарное производство должно быть заменено «довольством для всех», то есть, выражаясь словами Петра Кропоткина:
«Одним словом, пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится считать и делить!»---------------------------------------------------------------------------В числе неонароднических социалистических партий, отвергающих насильственные методы борьбы, видное место занимала Трудовая народно-социалистическая партия(наро́дные социали́сты или эне́сы)Она официально заявила о себе в сентябре 1906 г., когда вышел в свет 1-й, программный, выпуск ее бюллетеня «Народно-социалистическое обозрение». Партия окончательно оформилась в ноябре 1906 г. К 1907 г. в ней числилось 56 местных организаций, в которых состояло в общей сложности не более 2 тыс. членов. В основном это городская интеллигенция, земские служащие и не значительное число крестьян. Видными идеологами энесов являлись профессора и публицисты А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин, Н. Ф. Анненский, В. И. Семеновский, принадлежащие к «левому флангу» легального народничества.
Исходя из своеобразия российских условий (преобладания крестьянского населения и наличие поземельной общины), энесы выступали за особый для России путь к социализму, минуя капитализм, как наиболее «прямой, естественный и безболезненный», опираясь на развитие общинных начал в русской народной жизни. Их программа предусматривала ликвидацию монархии и введение «демократической республики», замену постоянной армии «народной милицией», отмену сословного строя, утверждение равенства все граждан перед законом, введение свободы слова, совести, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища. Высшим органом управления страной должно стать однопалатное Народное представительное собрание, избираемое всеми гражданами, достигшими 20 лет, независимо от пола, национальности и вероисповедания, путем прямого, равного и тайного голосования. Ему должна принадлежать вся полнота законодательной власти.
Энесы выступали за повседневное введение земского, городского и сельского самоуправления, основанного на широких демократических началах. Энесы были убежденными сторонниками права наций на самоопределение. В аграрном вопросе они в качестве первоочередной меры считали конфискацию помещичьих, казенных, удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель и передачу их в общенародную собственность. Но конфискация не должна была коснуться крестьянских надельных, а также тех частновладельческих земель, на которых «ведется трудовое хозяйство». В печати энесы активно выступали против столыпинской ломки общины.
Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на своем I (Учредительном) съезде в Москве 12 – 18 октября 1905 г.
Позднее она стала называться «партией народной свободы». Она была преимущественно «интеллигентской» партией. В ней состояли главным образом преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, но также и представители либерально настроенных помещиков и буржуазии, отчасти ремесленники. В свои ряды партия кадетов привлекла также немногих рабочих и крестьян. В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции.
Членами этой партии были видные ученые – В. И. Вернадский, создатель науки биогеохимии.
С. А. Муромцев, В. М. Гессен, С. А. Котляревский, известные историки – А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, М. О. Гершензон, Ю. В. Готье, экономисты и публицисты – П. Б. Струве, А. С. Изгоев, видные земские деятели Ф. И. Родичев и И.И. Петрункевич, земский врач А. И. Шингарев. Кадеты стремились стать над партиями, объединить вокруг себя или подчинить своему влиянию другие оппозиционные самодержавию партии и течения.
В январе – апреле 1906г. насчитывалось 274 кадетских комитета, к 1907 г. – свыше 300; общая численность партии колебалась в пределах 50 – 60 тыс. членов (после поражения революции она сократилась вдвое). Лидером кадетской партии был блестящий оратор и публицист, видный историк П. Н. Милюков. В 1894 г. за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. По возвращении в 1897 г. из ссылки он был вынужден уехать за границу, где читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Вернувшись в 1899 г. в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам, так что снова был вынужден эмигрировать. В апреле 1905 г. Милюков приехал в Россию и с головой ушел в политическую борьбу.
Главной своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции (отсюда и название партии). Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа). Они выступали за разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение «гражданских политических прав личности», за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. Ими предусматривалось введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. В программе кадетов были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов. В решении аграрного вопроса кадеты предусматривали частичное «отчуждение» (до 60 %) помещичьей земли в пользу крестьян, но «по справедливой оценке» (т. е. по рыночным ценам), выступали за частную собственность и были решительными противниками ее обобществления.
Программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами – путем получения большинства в Государственной думе и проведения через нее намеченных в их программе реформ.
Кадетская партия не была единой. Впоследствии в ее составе определились три направления: «левые» и «правые» кадеты и центр.
Заметную роль в политической жизни страны играл «Союз 17 октября» (октябристы), принявшие это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии.
Высоча́йший Манифе́ст об усоверше́нствовании госуда́рственного поря́дка (Октя́брьский манифе́ст) — законодательный акт Верховной ВластиРоссийской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан С. Ю. Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 миллионов человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.
Организационное оформление партии началось в конце октября 1905 г., а завершилось на I ее съезде, состоявшемся 8 – 12 февраля 1906 г. в Москве. Это была праволиберальная партия крупного капитала – верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков-предпринимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник А. И. Гучков, «прирожденный политик», высокообразованный блестящий оратор и публицист, экстравагантный, склонный к авантюризму человек.
Октябристы ставили своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Они выступали за наследственную конституционную монархию, в которой император, как носитель верховной власти, ограничен постановлениями «Основных законов».
Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были и против установления парламентского строя, как неприемлемого для России политически и исторически. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула «самодержавный»; предусматривали введение двухпалатного «народного представительства» - Государственной думы и Государственного совета, формируемых на основе цензовых выборов – прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения. В национальном вопросе октябристы исходили из принципа сохранения «единой и неделимой России», выступая против любой формы «феодализма». Исключение они делали лишь для Финляндии, при условии ее государственной связи с империей». Допускали культурную автономию для других народов России.
Социальная программа октябристов сводилась к следующему. Для разрешения аграрного вопроса они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель, а также содействие покупке земли крестьянам «у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка, требовали возвращения крестьянам отрезков, произведенных от их наделов в 1861 г. Допускали и «принудительное отчуждение» части частновладельческих земель с обязательным вознаграждением владельцев за счет казны. Выступали за регулирование аренды, переселение малоземельных и безземельных крестьян на «свободные земли», требовали уравнения крестьян в правах с остальными сословиями, активно поддерживали столыпинскую аграрную реформу.
Союз 17 октября
Октябристы признавали свободу рабочих организаций, союзов, собраний и право рабочих на стачки, но только на почве экономических, профессиональных и культурных нужд, при этом на предприятиях, «не имеющих государственного значения». Выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, но не в ущерб промышленникам, введение страхования рабочих. Требовали сокращения налогового обложения населения. Были сторонниками расширения народного образования,
декларировали необходимость реформы суда и административного управления.
Основные положения Манифеста 17 октября 1905 года
Илья Репин. 17 Октября 1905
- ограничение власти монарха
- сохранение монархической формы правления
- свобода слова, собраний, союзов, передвижения и совести
- неприкосновенность личности и жилища
- сохранение «единой и неделимой» России
- содействия покупке крестьянами земель у частных владельцев
- нормирование рабочего дня
- отрицание возможности предоставления автономии отдельным частям империи, кроме Финляндии
- уравнивание крестьян в правах с другими сословиями
Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию с Государственной думой. Они выступали за «сильную монархическую власть», но и за необходимость проведения реформ, обеспечивавших свободу буржуазному предпринимательству. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом – главные программные требования октябристов.
В 1905 – 1907 гг. в «Союзе 17 октября» числилось до 30 тыс. членов. Его печатным органом была газета «Голос Москвы». В 1906 г. октябристы издавали до 50 газет на русском, немецком и латышском языках.
«Промежуточное» положение между кадетами и октябристами занимала «Партия мирного обновления» и ее преемница «Партия прогрессистов». Первая сформировалась в июле 1906 г. из «правых» кадетов и «левых» октябристов. Представляя собой умеренных либералов, они не принимали курс октябристов, но и «левый уклон» кадетов в некоторых программных вопросах (главным образом в решении аграрного, здесь они склонялись к требованию октябристов). Лидерами «мирнообновленцев» были видные земские деятели – один из основателей «Союза 17 октября» граф П. А. Гейден и Д. Н. Шипов, а также крупный землевладелец князь Е. Н. Трубецкой.
Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 г. Как и «Партия мирного обновления», она оказалась «правее кадетов и левее октябристов». Это была самая «буржуазная» по своему составу партия. Ее костяк составляли тузы и воротилы московского капитала, а учредителями являлись крупные московские фабриканты А. И. Коновалов, братья В. П. и П. П. Рябушинские, С. Н. Третьяков. Прогрессисты выступали за конституционно-монархический строй, выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод. Ее рупором была газета «Утро России».
Помещичье-монархические и клерикальные консервативные партии были представлены «Союзом русского народа» и «Русским народным союзом имени Михаила Архангела». «Союз русского народа» оформился в ноябре 1905 г. в Петербурге. Предшественником его было «Русское собрание». Оно возникло в 1900 г. и ставило своей целью защиту славянской и русской культуры. В него входили титулованная знать, высшее чиновничество и часть творческой интеллигенции. Импульс правому движению дали революционные события 1905 г. Весной 1905 г. в Москве появилась «Русская монархическая партия». Быстрый рост черносотенных организаций происходил после издания Манифеста 17 октября 1905г. За несколько месяцев в разных городах были зарегистрированы десятки черносотенных союзов и партий: «Союз законности», «Партия народного порядка», «Царско-народное общество», «Самодержавно-монархическая партия», патриотическое общество молодежи «Двуглавый орел» и др. В 1906 г. была предпринята попытка создать единый центр – Главную управу объединенного русского народа.
Самой крупной организацией явился «Союз русского народа», оформившийся в ноябре 1905 г. в Петербурге. К весне 1907 г. в него влилась большая часть организаций и групп. Ему содействовали правительственные лица, оказывая финансовую помощь Департамент полиции, покровительствовал ему сам Николай II. Члены «Союза» заявляли, что их партия объединяет до 3 млн. человек; противники считали, что максимум 10 – 20 тыс., в действительности – от 60 тыс. до 100 тыс. человек. К концу 1907 г. черносотенные организации действовали в 66 губерниях и областях. Эта пар-
тия привлекала мелких лавочников, мещан, купцов, помещиков, но также и представителей интеллигенции, численно в ней преобладали монархически настроенные крестьяне. Лидерами партии были чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел В. М. Пуришкевич, А. И. Дубровин – доктор медицины, публицист, издатель крайне правой газеты «Русское Знамя» (ставшей органом этой партии), и курский помещик Н. Е. Марков. Дубровин стал председателем Главного совета – руководящего органа партии.
Представители правого экстремизма возродили лозунг «православие, самодержавие, народность». Черносотенцы как последовательные защитники самодержавия пользовались особым расположением царского двора, но вместе с тем нападали на чиновничью бюрократию. «Союз» заявлял, что все народности, имеющие исконную племенную оседлость в коренной России и живущие извечно среди русского народа, «он признает равным себе, своими верными и добрыми соседями, друзьями и сородичами». Но вместе с тем он выступал с антисемитским требованием лишить евреев всех прав, изгнать их из всех учебных заведений, где учатся христианские дети, и даже запретить им заниматься промыслами. Черносотенцы носились с идеей содействовать созданию еврейского государства и выселить туда всех российских евреев, «каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа». Они категорически отвергали изменение государственного строя на конституционной или парламентской основе. В качестве первоочередной меры члены «Союза» считали необходимым созыв Земского собора из «излюбленных коренных русских людей», выступали за «единую и неделимую Россию», не допуская национального самоопределения в любой форме. Они отстаивали принцип неприкосновенности частной земельной собственности, отвергая любые варианты отчуждения частновладельческой земли даже за вознаграждение ее владельцам. Ими проповедовалась безусловная необходимость неограниченной власти царя и господствующего положения Русской православной церкви.
В Москве, Петербурге, Архангельске, Астрахани, Вологде, Гомеле, Екатеринославе, Киеве, Кишиневе, Минске, Одессе, Тифлисе, Ярославе черносотенцы создали свои «боевые дружины», в которых состояли главным образом мелкие ремесленники, лавочники, дворники и даже деклассированные элементы. Своими противниками черносотенцы считали не только революционеров, но и Милюкова, Витте, Столыпина. Они стремились содействовать карательным органам самодержавия. Их «методы борьбы» - избиения демонстрантов, погромы, убийства из-за угла.
Вторая монархическая организация – « Русский народный союз имени Михаила Архангела» - представляла собой отколовшуюся в ноябре 1907 г. от «Союза русского народа» клерикальную ее часть. Как самостоятельная партия она оформилась с принятием ее устава в марте 1908 г. В этой партии насчитывалось около 20 тыс. членов, в основном представителей наиболее консервативной части православного духовенства. Основателем и лидером этой партии стал тот же В. М. Пушкаревич, и она преследовала те же цели, что и «Союз русского народа».
После революции происходило резкое сокращение численности членов всех основных партий, а многие мелкие партии и группы вообще прекратили свое существование.