РСДРП – КППС – ИСТОРИЯ!!!

Все партии:

  • Партия эсеров
  • Союз социалистов-революционеров-максималистов
  • анархо-коммунисты
  • Сою́з 17 октября́ («Октябристы»)
  • Трудовая народно-социалистическая партия
    (наро́дные социали́сты или эне́сы)
  • Конституционно-демократическая партия (кадеты),

Российская социал-демократическая рабочая партия

основана в Российской империи в марте 1898 года на съезде в Минске.

Ю́лий О́сипович Мартов (настоящая фамилия Цедерба́ум. (Меньшевики).

Один из основателей РСДРПГ. В. Плеханов

Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков)

РСДРП(б)

1903—1905

Лондонский съезд — раскол

Лидер «большевиков» В. И. Ленин. Фото 1895 г.

Понятие «большевики» возникло в результате раскола, возникшего на II съезде РСДРП (Лондон, 1903)[прим. 1]. Делегаты не смогли прийти к единому мнению по вопросу о принципах организации партии. Два видных теоретика российской революционной социал-демократии, В. И. Ленин и Ю. О. Мартов, предложили две различные редакции пункта о членстве в партии (См. табл., выделение Википедия)[1]:

Мартов Ленин
Членом РСДРП считается всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций. Членом партии считается всякий, признающий её программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций

Несмотря на небольшую разницу в формулировке, именно она послужила формальной причиной раскола[прим. 2]. Среди историков нет единого мнения относительно смысла этого различия. Так, британский историк Р. Сервис полагает, что разница в определении была принципиальной: Мартову виделась партия, члены которой могли бы высказывать собственное мнение, Ленин же добивался подчинения партии центру[2][прим. 3]. При голосовании по уставу, сторонники Ленина проиграли

После ноября 1917

После Октябрьской революции на VII съезде РСДРП, проходившем 6-8 марта 1918 года, РСДРП была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) (РКП(б)).

На период VII съезда РКП(б) насчитывала 169 200 членов.

В 1925 году название было изменено на Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) (ВКП(б)), а в 1952 году —

на Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС).

Количество членов 19 487 822 (1 января 1989)

В период революции 1905 – 1907 гг. численность РСДРП значительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП состояло 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции – уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.). В большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%,

в меньшевистском – русские – 37%, грузины – 29%, евреи – 23%, украинцы – 6% и прочие – 5%.

Кроме того, в России числилось 74 тыс. членов национальных социал-демократических партий: 33 тыс. – еврейского Бунда, 28 тыс. – Польской социалистической партии и 13 тыс. латышских социал-демократов.

 

Партия эсеров, хотя формально и заявила о своем образовании в 1902 г., но организационно оформилась на учредительном съезде, состоявшемся 29 декабря 1905 г. – 4 января 1906 г. в Финляндии, на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными нациями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замена ее «народной милицией», введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, «падающих на труд», но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю вообще из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за «социализацию», т. е. передачу земли не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе предусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев.

Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций – вплоть до организации вооруженных восстаний и применение индивидуального политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как «крайнее» средство. Им занималась небольшая боевая организация эсеров, которая вначале насчитывала 10 – 15, а в ходе революции 1905 – 1907 гг. 25 – 30 человек. Руководили ею Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц – министра народного просвещения Н. П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902) и В. К. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905).

Еще в конце 1904 г. из партии социалистов-революционеров выделилась группа, стоявшая на позиции широкого применения террористической борьбы. В конце 1906 г. она оформилась в

«Союз социалистов-революционеров-максималистов»,

Союз социалистов-революционеров-максималистов (максималисты) — российская политическая партия, выделилась из партии эсеров, оформилась в 1906 году. Объединяла в основном рабочих и учащихся.

Организованные группы максималистов появились в России с конца 1905 года и произвели несколько крупных экспроприаций и террористических актов. В 1906-07 годах на счету максималистов было около 50 терактов. Максималистами ставилась задача дезорганизовать правительственный аппарат, терроризировать весь буржуазно-помещичий класс, вызвать революционное восстание.

  • 7 (20) марта 1906 года — совершено ограбление Московского общества взаимного кредита — партийная касса пополнилась на 875 тысяч рублей.
  • 12 (25) августа 1906 года — совершено покушение на Столыпина, при котором пострадало более 100 человек.
  • 14 (27) октября 1906 года — Ограбление в Фонарном переулке, в Петербурге атакована карета помощника казначея Петербургской портовой таможни С. П. Германа с эскортом жандармов, при которой боевая дружина максималистов экспроприировала 400 тысяч рублей.

К 1911 году партия прекратила своё существование. Возродилась после Февральской революции.

Максималисты участвовали в Октябрьском вооруженном восстании. Они также участвовали в работе 2-7-го съездов Советов, ВЦИКа.

В 1919 году союз максималистов раскололся, а в 1920 году часть максималистов вступила в РКП(б), другая — объединилась с бывшими левыми эсерами.

который представлял собой крайне левое крыло эсеровского движения и сосредоточил свою деятельность на «экспроприациях» и индивидуальном терроре. Лидером этой группы был М. И. Соколов, казненный в 1906 г. по приговору военно-полевого суда. Группа подвергалась наибольшим полицейским преследованиям и к 1907 г. была практически разгромлена.

Особое место занимала возникшая в 1903 г. группа анархо-коммунистов – последователей П. А. Кропоткина, однако влияние ее было невелико, несмотря на авторитет лидера.

Флаг анархо-коммунистов

Сущность анархо-коммунизма

Анархо-коммунизм является социально-экономическим течением в анархистской мысли, призывающей к созданию общества, существующего на основе всеобщего самоуправления, выстраиваемого снизу вверх, в котором будет отсутствовать частная собственность, вместо которой предлагается свободное пользование всеми продуктами труда всеми членами общества[4]. При этом товарное производство должно быть заменено «довольством для всех», то есть, выражаясь словами Петра Кропоткина:

«Одним словом, пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится считать и делить!»
---------------------------------------------------------------------------
В числе неонароднических социалистических партий, отвергающих насильственные методы борьбы, видное место занимала Трудовая народно-социалистическая партия
(наро́дные социали́сты или эне́сы
Она официально заявила о себе в сентябре 1906 г., когда вышел в свет 1-й, программный, выпуск ее бюллетеня «Народно-социалистическое обозрение». Партия окончательно оформилась в ноябре 1906 г. К 1907 г. в ней числилось 56 местных организаций, в которых состояло в общей сложности не более 2 тыс. членов. В основном это городская интеллигенция, земские служащие и не значительное число крестьян. Видными идеологами энесов являлись профессора и публицисты А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин, Н. Ф. Анненский, В. И. Семеновский, принадлежащие к «левому флангу» легального народничества.

Исходя из своеобразия российских условий (преобладания крестьянского населения и наличие поземельной общины), энесы выступали за особый для России путь к социализму, минуя капитализм, как наиболее «прямой, естественный и безболезненный», опираясь на развитие общинных начал в русской народной жизни. Их программа предусматривала ликвидацию монархии и введение «демократической республики», замену постоянной армии «народной милицией», отмену сословного строя, утверждение равенства все граждан перед законом, введение свободы слова, совести, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища. Высшим органом управления страной должно стать однопалатное Народное представительное собрание, избираемое всеми гражданами, достигшими 20 лет, независимо от пола, национальности и вероисповедания, путем прямого, равного и тайного голосования. Ему должна принадлежать вся полнота законодательной власти.

Энесы выступали за повседневное введение земского, городского и сельского самоуправления, основанного на широких демократических началах. Энесы были убежденными сторонниками права наций на самоопределение. В аграрном вопросе они в качестве первоочередной меры считали конфискацию помещичьих, казенных, удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель и передачу их в общенародную собственность. Но конфискация не должна была коснуться крестьянских надельных, а также тех частновладельческих земель, на которых «ведется трудовое хозяйство». В печати энесы активно выступали против столыпинской ломки общины.


 

Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на своем I (Учредительном) съезде в Москве 12 – 18 октября 1905 г.

Позднее она стала называться «партией народной свободы». Она была преимущественно «интеллигентской» партией. В ней состояли главным образом преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, но также и представители либерально настроенных помещиков и буржуазии, отчасти ремесленники. В свои ряды партия кадетов привлекла также немногих рабочих и крестьян. В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции.

Членами этой партии были видные ученые – В. И. Вернадский, создатель науки биогеохимии.

С. А. Муромцев, В. М. Гессен, С. А. Котляревский, известные историки – А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, М. О. Гершензон, Ю. В. Готье, экономисты и публицисты – П. Б. Струве, А. С. Изгоев, видные земские деятели Ф. И. Родичев и И.И. Петрункевич, земский врач А. И. Шингарев. Кадеты стремились стать над партиями, объединить вокруг себя или подчинить своему влиянию другие оппозиционные самодержавию партии и течения.

В январе – апреле 1906г. насчитывалось 274 кадетских комитета, к 1907 г. – свыше 300; общая численность партии колебалась в пределах 50 – 60 тыс. членов (после поражения революции она сократилась вдвое). Лидером кадетской партии был блестящий оратор и публицист, видный историк П. Н. Милюков. В 1894 г. за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. По возвращении в 1897 г. из ссылки он был вынужден уехать за границу, где читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Вернувшись в 1899 г. в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам, так что снова был вынужден эмигрировать. В апреле 1905 г. Милюков приехал в Россию и с головой ушел в политическую борьбу.

 

Главной своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции (отсюда и название партии). Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа). Они выступали за разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение «гражданских политических прав личности», за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. Ими предусматривалось введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. В программе кадетов были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов. В решении аграрного вопроса кадеты предусматривали частичное «отчуждение» (до 60 %) помещичьей земли в пользу крестьян, но «по справедливой оценке» (т. е. по рыночным ценам), выступали за частную собственность и были решительными противниками ее обобществления.

Программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами – путем получения большинства в Государственной думе и проведения через нее намеченных в их программе реформ.

Кадетская партия не была единой. Впоследствии в ее составе определились три направления: «левые» и «правые» кадеты и центр.


Заметную роль в политической жизни страны играл «Союз 17 октября» (октябристы), принявшие это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии.

Ведомости Спб. градоначальства. 18 октября 1905 г.

Высоча́йший Манифе́ст об усоверше́нствовании госуда́рственного поря́дка (Октя́брьский манифе́ст) — законодательный акт Верховной ВластиРоссийской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан С. Ю. Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 миллионов человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Организационное оформление партии началось в конце октября 1905 г., а завершилось на I ее съезде, состоявшемся 8 – 12 февраля 1906 г. в Москве. Это была праволиберальная партия крупного капитала – верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков-предпринимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник А. И. Гучков, «прирожденный политик», высокообразованный блестящий оратор и публицист, экстравагантный, склонный к авантюризму человек.

Октябристы ставили своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Они выступали за наследственную конституционную монархию, в которой император, как носитель верховной власти, ограничен постановлениями «Основных законов».

Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были и против установления парламентского строя, как неприемлемого для России политически и исторически. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула «самодержавный»; предусматривали введение двухпалатного «народного представительства» - Государственной думы и Государственного совета, формируемых на основе цензовых выборов – прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения. В национальном вопросе октябристы исходили из принципа сохранения «единой и неделимой России», выступая против любой формы «феодализма». Исключение они делали лишь для Финляндии, при условии ее государственной связи с империей». Допускали культурную автономию для других народов России.

Социальная программа октябристов сводилась к следующему. Для разрешения аграрного вопроса они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель, а также содействие покупке земли крестьянам «у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка, требовали возвращения крестьянам отрезков, произведенных от их наделов в 1861 г. Допускали и «принудительное отчуждение» части частновладельческих земель с обязательным вознаграждением владельцев за счет казны. Выступали за регулирование аренды, переселение малоземельных и безземельных крестьян на «свободные земли», требовали уравнения крестьян в правах с остальными сословиями, активно поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

Союз 17 октября

Октябристы признавали свободу рабочих организаций, союзов, собраний и право рабочих на стачки, но только на почве экономических, профессиональных и культурных нужд, при этом на предприятиях, «не имеющих государственного значения». Выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, но не в ущерб промышленникам, введение страхования рабочих. Требовали сокращения налогового обложения населения. Были сторонниками расширения народного образования,

декларировали необходимость реформы суда и административного управления.

Основные положения Манифеста 17 октября 1905 года

Илья Репин17 Октября 1905

  • ограничение власти монарха
  • сохранение монархической формы правления
  • свобода словасобранийсоюзовпередвижения и совести
  • неприкосновенность личности и жилища
  • сохранение «единой и неделимой» России
  • содействия покупке крестьянами земель у частных владельцев
  • нормирование рабочего дня
  • отрицание возможности предоставления автономии отдельным частям империи, кроме Финляндии
  • уравнивание крестьян в правах с другими сословиями

Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию с Государственной думой. Они выступали за «сильную монархическую власть», но и за необходимость проведения реформ, обеспечивавших свободу буржуазному предпринимательству. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом – главные программные требования октябристов.

В 1905 – 1907 гг. в «Союзе 17 октября» числилось до 30 тыс. членов. Его печатным органом была газета «Голос Москвы». В 1906 г. октябристы издавали до 50 газет на русском, немецком и латышском языках.

«Промежуточное» положение между кадетами и октябристами занимала «Партия мирного обновления» и ее преемница «Партия прогрессистов». Первая сформировалась в июле 1906 г. из «правых» кадетов и «левых» октябристов. Представляя собой умеренных либералов, они не принимали курс октябристов, но и «левый уклон» кадетов в некоторых программных вопросах (главным образом в решении аграрного, здесь они склонялись к требованию октябристов). Лидерами «мирнообновленцев» были видные земские деятели – один из основателей «Союза 17 октября» граф П. А. Гейден и Д. Н. Шипов, а также крупный землевладелец князь Е. Н. Трубецкой.

Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 г. Как и «Партия мирного обновления», она оказалась «правее кадетов и левее октябристов». Это была самая «буржуазная» по своему составу партия. Ее костяк составляли тузы и воротилы московского капитала, а учредителями являлись крупные московские фабриканты А. И. Коновалов, братья В. П. и П. П. Рябушинские, С. Н. Третьяков. Прогрессисты выступали за конституционно-монархический строй, выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод. Ее рупором была газета «Утро России».

Помещичье-монархические и клерикальные консервативные партии были представлены «Союзом русского народа» и «Русским народным союзом имени Михаила Архангела». «Союз русского народа» оформился в ноябре 1905 г. в Петербурге. Предшественником его было «Русское собрание». Оно возникло в 1900 г. и ставило своей целью защиту славянской и русской культуры. В него входили титулованная знать, высшее чиновничество и часть творческой интеллигенции. Импульс правому движению дали революционные события 1905 г. Весной 1905 г. в Москве появилась «Русская монархическая партия». Быстрый рост черносотенных организаций происходил после издания Манифеста 17 октября 1905г. За несколько месяцев в разных городах были зарегистрированы десятки черносотенных союзов и партий: «Союз законности», «Партия народного порядка», «Царско-народное общество», «Самодержавно-монархическая партия», патриотическое общество молодежи «Двуглавый орел» и др. В 1906 г. была предпринята попытка создать единый центр – Главную управу объединенного русского народа.

Самой крупной организацией явился «Союз русского народа», оформившийся в ноябре 1905 г. в Петербурге. К весне 1907 г. в него влилась большая часть организаций и групп. Ему содействовали правительственные лица, оказывая финансовую помощь Департамент полиции, покровительствовал ему сам Николай II. Члены «Союза» заявляли, что их партия объединяет до 3 млн. человек; противники считали, что максимум 10 – 20 тыс., в действительности – от 60 тыс. до 100 тыс. человек. К концу 1907 г. черносотенные организации действовали в 66 губерниях и областях. Эта пар-

тия привлекала мелких лавочников, мещан, купцов, помещиков, но также и представителей интеллигенции, численно в ней преобладали монархически настроенные крестьяне. Лидерами партии были чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел В. М. Пуришкевич, А. И. Дубровин – доктор медицины, публицист, издатель крайне правой газеты «Русское Знамя» (ставшей органом этой партии), и курский помещик Н. Е. Марков. Дубровин стал председателем Главного совета – руководящего органа партии.

Представители правого экстремизма возродили лозунг «православие, самодержавие, народность». Черносотенцы как последовательные защитники самодержавия пользовались особым расположением царского двора, но вместе с тем нападали на чиновничью бюрократию. «Союз» заявлял, что все народности, имеющие исконную племенную оседлость в коренной России и живущие извечно среди русского народа, «он признает равным себе, своими верными и добрыми соседями, друзьями и сородичами». Но вместе с тем он выступал с антисемитским требованием лишить евреев всех прав, изгнать их из всех учебных заведений, где учатся христианские дети, и даже запретить им заниматься промыслами. Черносотенцы носились с идеей содействовать созданию еврейского государства и выселить туда всех российских евреев, «каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа». Они категорически отвергали изменение государственного строя на конституционной или парламентской основе. В качестве первоочередной меры члены «Союза» считали необходимым созыв Земского собора из «излюбленных коренных русских людей», выступали за «единую и неделимую Россию», не допуская национального самоопределения в любой форме. Они отстаивали принцип неприкосновенности частной земельной собственности, отвергая любые варианты отчуждения частновладельческой земли даже за вознаграждение ее владельцам. Ими проповедовалась безусловная необходимость неограниченной власти царя и господствующего положения Русской православной церкви.

В Москве, Петербурге, Архангельске, Астрахани, Вологде, Гомеле, Екатеринославе, Киеве, Кишиневе, Минске, Одессе, Тифлисе, Ярославе черносотенцы создали свои «боевые дружины», в которых состояли главным образом мелкие ремесленники, лавочники, дворники и даже деклассированные элементы. Своими противниками черносотенцы считали не только революционеров, но и Милюкова, Витте, Столыпина. Они стремились содействовать карательным органам самодержавия. Их «методы борьбы» - избиения демонстрантов, погромы, убийства из-за угла.

Вторая монархическая организация – « Русский народный союз имени Михаила Архангела» - представляла собой отколовшуюся в ноябре 1907 г. от «Союза русского народа» клерикальную ее часть. Как самостоятельная партия она оформилась с принятием ее устава в марте 1908 г. В этой партии насчитывалось около 20 тыс. членов, в основном представителей наиболее консервативной части православного духовенства. Основателем и лидером этой партии стал тот же В. М. Пушкаревич, и она преследовала те же цели, что и «Союз русского народа».

После революции происходило резкое сокращение численности членов всех основных партий, а многие мелкие партии и группы вообще прекратили свое существование.

Политика Всего Мира.

Translate »
Scroll Up
Перейти к верхней панели