Вашингто́нский консе́нсус (англ. Washington Consensus) — тип макроэкономической политики, который в конце XX века был рекомендован руководством МВФ и Всемирным банком к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис.
«Вашингтонский консенсус» включает набор из 10 рекомендаций[2]:
- Поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета);
- Приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов;
- Снижение предельных ставок налогов;
- Либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком, но всё же положительном уровне;
- Свободный обменный курс национальной валюты;
- Либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин);
- Снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций;
- Приватизация;
- Дерегулирование экономики;
- Защита прав собственности.
В более широком смысле термин «Вашингтонский консенсус» используется для характеристики ряда мер (необязательно из вышеуказанного списка), направленных на усиление роли рыночных сил и снижение роли государственного сектора.
Критика
Меры «Вашингтонского консенсуса» направлены на усиление роли рынка в экономике и снижение роли государства[3].
Критики считают, что «Вашингтонский консенсус» оказался не просто неэффективным, а даже губительным для многих стран, где эти принципы пытались применять. Так, например, в Латинской Америке кризис только усугубился в 90-е годы прошлого века.
Аналогичная программа применялась и в России после распада СССР, но результаты также оказались весьма спорными.
Согласно исследованию Брайна Джонсона и Бретта Шефера с 1965 по 1995 годы МВФ спасал с помощью «Вашингтонского консенсуса» 89 стран.
К 2010 году 48 из них оставались примерно в такой же экономической и социальной ситуации, как и до помощи МВФ, а в 32-х — ситуация ухудшилась.
Более того, Джозеф Стиглиц называл консенсус причиной финансового кризиса в Азии. «В каждой стране должна быть своя экономическая политика, основанная на учёте особенностей страны; не может быть единой, универсальной политики для всех реформирующихся стран. Ранее, в начале 1990-х, я заблуждался, когда говорил, по собственному признанию, следующее: „Приватизация, приватизация и ещё раз приватизация“», — отмечал Стиглиц.
9 стран в плюсе
Многие воспринимают «Вашингтонский консенсус» как навязываемую США политику «минималистского государства», а сами методы реформ и требования МВФ и ВБ — важным инструментом в попытке изменить мировую экономику, сделать её более открытой.
В апреле 2011 года Доминик Стросс-Кан, глава МВФ, выступил с заявлением, что «Вашингтонский консенсус» «с его упрощёнными экономическими представлениями и рецептами рухнул во время кризиса мировой экономики и остался позади»[4][5], а причиной кризиса 2008—2009 гг. стало именно выполнение правил «Вашингтонского консенсуса».